ПН.-ПТ., с 9:00 до 18:00
+7 495 221-56-43
Интернет-магазин

Бизнес на бороде — почему барбершопы становятся только популярнее

12 Февраля 2018

Барбершопы пришли в Россию примерно шесть лет назад и прочно обосновались на рынке парикмахерского искусства. Популярность мужских салонов такова, что притягивает не только внимание посетителей: так, в Госдуме предложили не смущать русских людей и переименовать барбершопы в стрижальни, а Роспотребнадзор выпустил рекомендации для посетителей. Hands решил разобраться, закончится ли когда-нибудь эпоха мужских салонов и почему бизнес-аналитики и барберы по-разному относятся к мужчинам, которые стригутся «у жены на кухне».


Первый русский барбершоп и его трансформации


Первый в России барбершоп открылся в 2011 году — это был Chop-Chop. Помимо типичных услуг — стрижка волос и бороды — заведение предлагало еще и услуги собственной тату-студии.



«Идея Chop-Chop возникла сама собой, когда нам надоела ленивая церемонность, царящая в салонах красоты.В дорогих парикмахерских под стрижкой понимают целое действо, включающее в себя троекратное мытье головы, обертывание полотенцами и работу ножницами там, где вполне можно пройтись машинкой. А в дешевых парикмахерских невкусно пахнет», — говорил в первом интервью после открытия барбершопа соучредитель Алексей Ермило



В противовес этому в Chop-Chop предложили быстрые стрижки за 1,5 тысячи рублей, привести в порядок бороду за 500 рублей, а в дополнение — iMac, бесплатное американское пиво и «хорошую музыку из хороших колонок».

Все это — исключительно для мужчин: женщина не могла стать ни клиентом, ни мастером барбершопа. Девушек принимали только в татуировщицы.

Создатели утверждали, что у них стригутся разные люди, в том числе менеджеры, которые хотят выглядеть, как Джастин Тимберлейк в фильме «Секс по дружбе», дошкольники, фанаты ЦСКА и тот невидимый класс людей, который скачивает себе на айпэд американский GQ и читает «Циников» Мариенгофа.

Впрочем, в такую разношерстность верится не всем. Издание «Афиша» внесла Chop-Chop в энциклопедию «Наша эра: 10 лет хипстерской России»: «У мужчин появляются соб­ственные салоны красоты — с кирпичными стенами, ­татуированными парикма­херами и одной моделью стрижки на всех: модники с сентября 2011-го выглядят одинаково».

Как рассказал в беседе с Hands соучредитель Chop-Chop Алексей Ермилов, за эти годы никаких существенных изменений концепция не претерпела.



«Ну, за исключением того, что появился бюджет на хорошие парикмахерские кресла, развитие собственного бренда косметики, гастроли звезд барберского дела, газету и вообще расширение экосистемы Chop-Chop. На руку нам сыграло то, что мы изначально создали универсальный, внежанровый бизнес — мужскую парикмахерскую, в котором одинаково комфортно чувствовал бы себя и байкер, и депутат», — говорит он.



По словам Ермилова, аудитория первого российского барбершопа не менялась, но значительно расширялась — это нормальный процесс для бизнеса, который задумывался для себя и друзей, но быстро перерос этот узкий круг.


Франшизы vs единичные точки

Из всех существующих в Москве барбершопов 10% пытаются продавать франшизу, подсчитали в ЭКЦ «Инвест-Проект». Это может быть связано с недостаточной выручкой, которую владельцы сетей таким способом пытаются повысить и снизить косвенные затраты на управление сетью.

Как пишет РБК, крупнейшие сети, разросшиеся по франшизе — Chop-Chop, TopGun, Firma, Boy Cut, Big-Bro и Borodach. Самый большой рост заметен у заведений, которые сами пришли из регионов: TopGun — из Тулы, Big Bro — из Ижевска и Firma — из Барнаула.



«Владельцем франшизы может быть опытный предприниматель, который смотрит на цифры, сегментирует аудиторию — и исходя из этого строит бизнес. А может — мальчик с горящими глазами, какими были мы сами 6 лет тому назад. В нашем пуле франчайзи есть самые разные люди», — говорит Алексей Ермилов.



Для открытия Chop-Chop в Грозном франчайзи пришлось перекупать мастеров из соседних городов: им предложили зарплату в 100 тысяч рублей, потому что в самом городе найти хороших мастеров-мужчин не смогли.

Один из немногих городов, где не прижилась франшиза Chop-Chop — Калининград. Точка открылась в 2013 году, став первым барбершопом, а затем, судя по странице барбершопа «ВКонтакте», временно закрылась. 

В 2015 году франчайзи разместили объявление «Скоро открытие». Однако теперь Калининграда нет в списке городов на официальном сайте Chop-Chop.



Иллюстрация: Ольга Аверинова /Hands

Калининградский Yuppie Barbershop стал следующим барбершопом в городе, у которого нет франшиз.



«Барбершоп, в первую очередь — это место, куда мужчина может прийти и не только сделать стрижку, но и пообщаться со своим барбером, который ему друг, и выпить, и поиграть в приставку. Он получает не только стрижку, он получает полноценный отдых», — рассказал Hands о концепции управляющий заведения Ростислав Скороходов.



У Yuppie Barbershop тоже была попытка открыть вторую точку, но работу решили не продолжать из-за недостатка в городе хороших мастеров. По его словам, массовое открытие барбершопов в России — «катастрофическая ситуация», так как их открывают «все, кому не лень, думая, что это легкий бизнес»

 В Калининграде, по подсчетам Скороходова, более 20 барбершопов. Шуточки в адрес бургерных и барбершопов как слишком хипстерских явлений он считает частично обоснованными из-за заведений, которые не смогли найти хороших мастеров и пытаются выйти из ситуации, продавая исключительно название.



«Мы шутки на свой счет не принимаем, даже рады им. Мужчины соскучились по другим прическам, чтобы это был не только выбор между лысиной и канадкой. Когда барбершопы вышли на рынок, цены были недоступны для многих, но сейчас люди привыкают к цене и понимают, за что платят»



При этом в утверждения бизнес-аналитиков о том, что может открыться еще множество барбершопов и они будут популярны, Скороходов не верит, объясняя это тем, что множество мужчин по-прежнему стригутся у жены на кухне и вряд ли променяют такую стрижку на барбершоп.



«Барбершопы в России стали сильно расти и прогрессировать. но появились и минусы такого бурного роста. Барбершопы стали мейнстримом, как и профессия барбер, поэтому появилось много барбершопов "без культуры"», — говорит креативный директор саратовского барбершопа Borodin Ярослав Бородин



Заведение открылось в этом году — командой первых в городе барберов, которые раньше работали в других салонах. «Мы собрали команду лучших мастеров в городе, поэтому франшизы курят в сторонке», — считает Бородин. В числе перешедших в Borodin мастеров — барберы из Chop-Chop. У обоих заведений одинаковый ценник на стрижку — 1,3 тыс. В планах Borodin — открыть «лайт» версию с более демократичными ценами в Саратове и еще одно заведение в Москве, хотя там, по его словам, «идейные ребята открывают интересные шопчики, но о прибыли большой речи нет».



«В нашем городе барберы больше не нужны, единственный выход — подтянуть новые прослойки людей, которые еще не знают про барбершопы или знают, но не пробовали. Хотя есть более мелкие города, где рынок вообще свободен», — считает Бородин.



Когда только появились барбершопы, там делали стандартные классические американские стрижкина пробор с гладкой укладкой, объясняет Бородин. Сейчас больше в тренде естественные укладки, удлиненные стрижки или же классика, а также стрижка "кроп" с прямой челкой до середины лба и переходом "fade".

Также популярно подчеркивать эту стрижку несколькими выбритыми полосами, похожими на шрамы. По его словам, даже постоянные посетители барбершопов, в отличие от тех, кто ходит в европейские или американские аналоги, не любят делать укладки — приходится приучать.


Динамика и прогнозы

В конце 2016 года сервис 2ГИС подсчитал, что сейчас в Москве 121 барбершоп, а в Санкт-Петербурге — 65. За прошлый год количество таких заведений в столице увеличилось в три раза, а в Петербурге — в 2,6 раза. Но самым насыщенным по барбершопам город оказался Волгоград, где по одному приходится на каждые 8 тысяч жителей.

Впрочем, это еще не предел, уверены аналитики ЭКЦ «Инвест-Проект». У них отличные от 2ГИС подсчеты по барбершопам: в пределах старой Москвы аналитики насчитали 264 заведения. По их прогнозу, если сейчас расходы москвичей на услуги барбершопов составляют 1,01 млрд руб., то они будут только расти. При этом самый большой потенциал у лидеров рынка — сейчас на них приходится 40,9% всех заведений. 



«По нашим оценкам, московский рынок барбершопов освоен только на 19%. Это значит, что рынок очень активно растет. Его можно будет назвать зрелым, когда он достигнет 70-75% своей емкости, но насыщение может занять несколько лет. Поэтому я не вижу рисков открывать новые барбершопы, даже если вы не влюблены в этот бизнес, а просто хотите денег. Нужно смотреть, что нового в барбер-сервисе вы сможете предложить опытным бородачам», — рассказал Hands глава ЭКЦ «Инвест-Проект» Алексей Лумпов.


«Вы можете вложиться в отличные кресла и сделать настоящий английский ремонт, но если ваши сотрудники выглядят по-пролетарски, никогда не слышали о сфуматуре и прочих техниках стрижки, путают филигранные ножницы с филировочными — поздравляю, у вас не барбершоп, у вас парикмахерская с неадекватным ремонтом и завышенными ценами.Это проблема собственника, а не потребителя. Попытка усилить проходимость заведения разливом бесплатного алкоголя или кофе разочаровывает непрофессиональностью услуги», — считает Лумупов.




Неосвоенная часть потенциальной выручки, по оценке экспертов, составляет около 4,2 млрд руб. в год.



«Недавно в радиусе пары перекрестков от моего дома открылся уже шестой барбершоп – и каждому хватает клиентов. — говорит Алексей Ермилов. — Так что, судя по всему, спрос на эту бизнес-модель остается высоким. Будут ли успешными новые точки? Плохие — нет, хорошие — будут. В этом отношении индустрия мужской красоты ничем не отличается от любого другого клиентского бизнеса.



Chop-Chop только что открыл большое восьмое отделение, совмещенное с академией мужской стрижки. В планах на следующий год — еще несколько открытий.

Основатель портала для обладателей бород Borodatyh.net Павел Федюнин подсчитал, что всего в стране работает до 500 барбершопов.