ПН.-ПТ., с 9:00 до 18:00
+7 495 221-56-43
Интернет-магазин

Зачем мужчины становятся парикмахерами

Легко ли мужчине попасть в «женскую» профессию, как это меняет его поведение и гендерную идентичность, жертвами каких стереотипов становятся мужчины-парикмахеры и какие предрассудки свойственны им самим — об этом Hands рассказала социолог, исследователь общественной сферы и социальных коммуникаций Маргарита Герасимова. 

19 Марта 2019

В отличие от «мужских», «женские» профессии характеризуются более низким статусом и невысокой зарплатой. Так что когда мужчина выбирает «женскую» профессию, на первый взгляд это нелогично.

Чтобы узнать, зачем они это делают, как это влияет на их гендерную идентичность и на отношения с коллегами и клиентами своего и противоположного пола, я провела качественное исследование с несколькими десятками мужчин-парикмахеров. Конечно, для статистических выводов это мало, но мы можем увидеть любопытные тренды.

Социологи уже давно обнаружили феномен стеклянного потолка — «невидимого» барьера в развитии карьеры, ограничивающего профессиональный рост женщин, и причины появления которого никак не связаны с их личными качествами и квалификацией.

Это означает, что мужчины на аналогичной работе — успешнее, получают больше денег и легче продвигаются в должностях.

Так что разумно предположить, что мужчины становятся парикмахерами, потому что им легче трудоустроиться на рынке подобных услуг и они больше зарабатывают.

Еще одно очевидное предположение — в работе мужчины-парикмахеры часто сталкиваются со стереотипами в своей адрес и со стороны клиентов, и со стороны коллег. Среди таких предрассудков: сексуальная ориентация и трудность во взаимодействии из-за «мужских» качеств характера.

ножницы.png

И вот что получилось

Оказалось, что мужчины идут в парикмахерскую индустрию в первую очередь из-за денег. Подавляющее большинство из них рассказывает, что они зарабатывают намного больше, работая парикмахерами, а не в других профессиях. В пользу этого говорит и тот факт, что многие мужчины овладели искусством парикмахерского дела уже много лет отработав по другой специальности: кто-то раньше был программистом, кто-то — офисным работником. Кроме того, профессия парикмахера — «безвозрастная». Она может приносить хорошие деньги, если тебе и 20 лет, и 60 — главное, быть хорошим мастером.

По мнению мужчин, устроиться на работу им легче, чем женщинам. Но тут в их пользу играют старые стереотипы работодателей, которые убеждены, что мужчины «надежнее», потому что не уходят в декрет, не просят больничных, если заболел ребенок, да и вообще выносливее, а потому при необходимости могут работать больше.

Сами мужчины-парикмахеры тоже считают, что они более профессиональны. Виной тому стереотип, что женщины все время отвлекаются, думают о домашних делах, и не способны как мужчины полностью включиться в дело. Но тут надо добавить, что этот предрассудок все же далек от современной реальности.

Но и мужчины становятся объектами стереотипов, а потому они как правило выбирают одну из двух защитных реакций. Первая — это гегемонная маскулинность, когда мужчины стараются доминировать над своими коллегами-женщинами, и вообще склонны воспроизводить самые традиционные идеалы мужественности, сочетающие в себе агрессивность, эмоциональную сдержанность, борьбу за статус и сексуальность «мачо».

Вторая реакция — нетрадиционная маскулинность, когда при желании сохранить гендерную идентичность мужчина-парикмахер не испытывает проблем с тем, чтобы проявлять по отношению к коллегам и клиентам заботу, участие и другие качества, которые культура традиционно приписывает женщинам. То есть они не поддаются на давление стереотипов.

Явных конфликтов с коллегами-женщинами у мужчин-парикмахеров нет, но любопытно, что некоторые из них пожаловались на то, что женщины склонны копировать и воспроизводить их работу и техники. Очевидно, в этом выражается конкуренция женщин и мужчин в профессии — первые хотят «догнать» вторых, обнаруживая тот самый стеклянный потолок.